Блог психолога Юлии Юсиной

Травма: место, где останавливается время.

Травма
На днях, листая книгу о травме, заинтересовалась упоминанием имени Хиро Онода. Буквально одно предложение «японский солдат, который продолжал воевать 30 лет после окончания войны».

Меня зацепило и я пошла читать. И чем больше читала, тем больше думала, насколько ярко в его истории видно, как масштабно и бескомпромиссно психика защищается от травмы. Поделюсь мыслями об этом.

Хиро Онода — японский офицер, который воевал против союзных войск на филиппинском острове Лубанг во время Второй Мировой войны с 1944 года и продолжал вооружённое сопротивление до 1974 года (Япония подписала договор о капитуляции в сентябре 1945го).

Подготовленный к партизанской войне, Онода совершил более ста нападений на радарную базу ВВС, филиппинских чиновников, полицию и крестьян.

Он жил в джунглях, избегая контактов, воспринимая любые попытки связаться с ним как вражескую пропаганду, и лишь в 1974 году сложил оружие после личного приказа своего бывшего командира.

Кроме «ого, ни фига себе, вот это история!» в чем ее метафоричность и ценность?

История Оноды — это история о невозможности сложить оружие, если весь смысл твоей жизни сосредоточен в борьбе. Молодой солдат получил приказ защищать остров Лубанг любой ценой. Этот приказ не предполагал права на сомнения или интерпретации.

Война для Японии закончилась в 1945 году, война Оноды продолжилась до 1974 года.

Ему сбрасывали листовки с новостями о капитуляции Японии, кричали в мегафоны, пытались с ним связаться. Но реальность, где война завершилась, была для него немыслимой. Она подрывала основы его существования.

Онода продолжал выживать и воевать в джунглях 30 лет. И все эти годы он жил по законам мира, который исчез. Внутри его психики продолжалась война.

Остановленное время

С точки зрения психоанализа, травма — это место, где время перестаëт двигаться. Человек застревает в эмоциональном опыте, вокруг которого формируется система защиты.

И стратегии, созданные в экстремальных условиях, стали для Оноды реальностью, от которой он не мог отказаться.

Мне видится, что в этом отражении легко узнать: как, пережив предательство, мы больше не допускаем близости. Как столкнувшись с критикой в детстве, строим свою жизнь так, чтобы никогда не ошибаться. Как однажды испугавшись, выстраиваем вокруг себя крепость из недоверия.

И да, если идет война - по другому никак. Не выжить. Но если она закончилась?

Мы продлеваем ее с помощью проекций.

Они — один из ключевых защитных механизмов, с помощью которых психика справляется с внутренним конфликтом. Мы выносим его наружу - свой страх, агрессию, конфликт приписываем внешнему миру, создавая иллюзию, что угроза находится снаружи. И это помогает нам сохранить свою картину миру.

Онода видел врага в каждом крестьянине, угрозу — в каждой листовке. Но почему так? Можно предположить, что принять факт окончания войны значило бы осознать:

  • Что его усилия оказались напрасными.
  • Что мир больше не такой, каким он его знает и помнит.
  • Что он потерял 30 лет своей жизни, защищая иллюзию.

Эти осознания — слишком болезненны. Проекции позволяют избежать внутреннего краха, сохраняя иллюзию борьбы и значимости.

Мы все проецируем похожим образом: видим угрозу в безобидных действиях других людей, приписываем им злой умысел или ожидаем повторения старой боли. И это не только искажает реальность, но и укрепляет наши старые раны, лишая возможности их прожить и двигаться дальше.

Такой получается парадокс.

Признание, что война завершилась, неизбежно связано с утратой. Это утрата смысла, идентичности, привычного порядка.

Психика активно сопротивляется этим осознаниям, потому что утрата требует работы горя. А работа горя — это процесс, в котором человек сталкивается с пустотой, болезнью несбывшегося, отказом от прежних смыслов. Это страшно.

Держась за свои «войны», мы отодвигаем момент горя. Остаёмся в старой реальности, где всё понятно, даже если она причиняет боль. Ведь чтобы двигаться дальше, нужно признать утрату — и найти смелость построить новую реальность.

Так защитные стратегии превращаются в тюрьму

Одна из сложностей в работе с травмой и травматичным опытом — это понять, что защита, которую человек создавал, давно перестала быть актуальной. Люди держатся за свое "оружие» — обиды, недоверие, избегание, контроль, — потому что без них кажется, что мы останемся беззащитными.

Сложнее всего понять, что наше оружие нас не защищает, а изолирует.

Я часто повторяю: наши защиты рано или поздно приводят нас ровно к тому от чего защищают.

Сквозь них «сигналы о мире» - мы воспринимаем как угрозу.

Терапевтическая работа — это своего рода процесс "разоружения", где человек постепенно учится видеть, что мир больше не воюет с ним, а старые страхи уже не имеют той силы.

Процесс выхода из своих внутренних «джунглей» часто связан с осознанием того, что война, которой мы боялись, — это война внутри нас. Это работа, которая требует мужества посмотреть в лицо боли: признать утрату, разочарование, страх. И позволить себе быть уязвимым.

Хиро Онода смог сложить оружие только тогда, когда его бывший командир лично приехал к нему и освободил от приказа. Похоже нам часто бывает нужен этот "командир" — терапевт, друг, важный человек, который может мягко, но настойчиво показать: ты уже в безопасности.

В общем, такие появились мысли в связи с этой историей.

А какое впечатление у вас?

И если хочется чуть больше рефлексии, то вот вопросы о которых можно подумать:

Какие события из прошлого до сих пор определяют мои действия и реакции? Что я продолжаю "защищать"?

В каких ситуациях я чаще всего вижу угрозу, даже если её объективно нет?

Каким утратам я до сих пор сопротивляюсь? Что я боюсь потерять, если признаю, что время изменилось?

Какие чувства вызывают у меня мысли о том, что часть моей жизни была построена вокруг борьбы с иллюзией?

Какие новые смыслы я могу создать, если позволю себе выйти из "джунглей"?


Больше материалов и обсуждений в моем Telegram канале "Психолог в пижаме"
Made on
Tilda