Иногда это случается…
В каких-то отношениях появляется мучительное ощущение, что ты попал в безвыходную петлю. Изнурительный луп, где останавливается время. Что бы ты ни предпринимал, петля всё равно замыкается, и всё начинается сначала. Бес-ко-неч-но.
Сначала ты даже не понимаешь, что это петля. Каждый раз заходишь на очередной старый-новый круг и бежишь от бессилия в спасительное ощущение:
"А вдруг дело во мне? Может, я просто что-то делаю не так? Может, надо ещё немного постараться и объяснить?"
Остановиться невозможно — нужно доказать. Доказать, что ты не такой, каким тебя видят.
И это желание "доказать другому, что ты не верблюд" — и становится топливом для нового круга.
🔄 И чем больше ты вовлекаешься, тем туже затягивается петля.
Чужая игра — не твои правила
Из «кресла психолога» скажу: если ты попал в чужой сценарий отыгрывания травмы, у тебя нет возможности выбрать свою роль. Эта роль была написана задолго до твоего появления.
В такой игре невозможно выиграть. Если ты в нее зашел - всё. Ты проиграл.
Победит только тот, кто НЕ будет в неё играть.
Но, мы просто люди…
Избежать этой ловушки почти невозможно. Тем более наивно обесценивать её изощрённость — психика гениальна - ее сценарии тонки и хитры.
Так что не попадаться в подобные игры — удел просветлённых.
А нам, земным доступно:
Выходить из чужой игры.
Ломать травматичный сценарий, не подчиняясь его логике.
Обретать победу в поражении и выдерживать свой страх.
Стоит одному участнику выйти — игра заканчивается. И начинается жизнь.
Проекция: как пройти кастинг на роль в чужом сценарии.
Осознание, что ты попал в чужой сценарий, часто начинается со смутного чувства: Ты говоришь, объясняешь, стараешься, но всё уходит в пустоту. А ощущение остаётся одно — здесь что-то не так.
Расскажу об этом на примере сценария "отвержение".
Картину мира носителей этого сценария диктует их собственный страх отвержения.
Это очень тяжёлая штука. За этим страхом лежит непрожитая боль космического масштаба — а другой масштаб в раннем детском опыте просто не существует.
Для психики раннего периода проживание чувств, которые приносит эта боль, невозможно без радикального раскола и разрушения. Она от этого раскола защищается - не интегрирует эти чувства в сознательное психическое пространство, а всякими хитрыми способами пытается от них избавиться: вытесняет, переносит, расщепляет.
Например, с помощью мощных проекций.
Их можно раскидывать широким веером - и тогда мир становится несправедлив, люди в общем и целом не заслуживающими доверия, близость однозначно опасной. А можно, прицельно - на того, кто проявит опасные с точки зрения травмированной психики сигналы к сближению.
"Разрушительное отвержение возможно только в близости," — говорит бессознательное.
"Значит, близость — потенциальный источник боли."
И что же делает раненная душа? Она тоскует по исцелению и одновременно боится боли. Поэтому рождается сложная комбинация:
«Я нуждаюсь в близости» - «Я боюсь близости»
И чтобы справиться с этим парадоксом, психика начинает воспроизводить реинсценирование травмы.
Поздравляю! 🎭 Вы прошли кастинг на роль деспотичного отвергающего тирана. Для этого ничего не нужно было делать — вас просто назначили на эту роль. Это функциональное назначение, ваши личные качества значения не имеют.
"Если ты не отвергаешь — спаси меня"
Так начинается одна из самых изощрённых игр — бинарная ловушка. Она строится на жёсткой дихотомии:
"Если ты меня не отвергаешь, значит, ты должен меня спасать."
"Если ты меня не спасаешь, значит, ты меня отвергаешь."
⚡ В такой системе нет места для нюансов. Ты либо "плохой", либо "обязанный". Что бы ты ни делал, чужая психика уже расставила тебя в нужный слот. В бинарных ловушках всегда присутствует проективный механизм. Человек переносит свои внутренние страхи и прошлые травмы на другого — другой становится символом чего-то, что причиняло боль раньше.
Ты — не реальный человек в этом сценарии. Ты — персонаж в чужом внутреннем фильме.
Самое мучительное в этой плохой постановке - что в ней нет открытых, прямых посланий. В этих отношениях не говорят «словами через рот».
Это иммерсивный театр-зазеркалье. Через пассивную агрессию, манипуляции и туманные намеки на «догадайся, что я имею ввиду» - жертва отвержения превращается в своего обидчика и до самых тонких деталей реконструирует тюрьму своего прошлого - только помещает в нее тебя.
«Почувствуй каково мне было».
И ты чувствуешь. Оказываешься внутри чужого мира. Всё, что ты говоришь, как будто не имеет значения. Всё, что ты делаешь, лишь доказывает, что ты именно тот, кем тебя считают.
Появляются «симптомы» попадания в жесткий перенос:
Твои реальные слова и действия вообще не влияют на ситуацию.
Тебе приходится бесконечно доказывать, что ты "не такой".
Появляются мысли: "Что бы я ни сделал, всё равно будет плохо."
Ты начинаешь чувствовать вину за то, что существуешь.
Втягиваешься в бесконечные объяснения и рефлексию, но ничего не меняется.
Чужие проявления и переживания вытесняют твои реальные желания
Прочувствуйте гениальность этого перевертыша - теперь вы на своей шкуре переживаете все страдания отверженного.
Вам хочется вырваться - а значит выйти из этой тюрьмы. Но если вы из нее выйдете - значит отвергнете, того кто ее создал. А если отвергнете - значит вы плохой жестокий человек. Но это ведь не так - тогда докажи! Ловушка захлопывается и волшебная карусель отправляется на новый круг.
Вы ищете выход там, где его нет. В какой то момент вы перестаете быть собой и начинаете бороться с чем-то, что гораздо старше этих отношений. Это старый бой, просто в новых декорациях. По той простой причине, что это не ваша тюрьма, не ваша игра, не ваша вина.
Есть хороший вопрос, чтобы возвращать себя в свою жизнь. Когда появляется порыв снова прокатиться на этой карусели, задайте его себе:
Я сейчас что-то решаю или доказываю?
Если ответ: доказываю. Остановитесь. Это она - ловушка.
Сложить оружие.
"Чтобы понять, что ты меня не отвергал, мне нужно, чтобы ты меня отверг».
Парадоксальная победа в этой игре заключается в проигрыше. Признайте свое поражение. Сделайте то, чего делать нельзя: отвергните. Ведь вы отвергаете не человека, а сценарий.
"И в момент — когда ты отвергаешь не человека, а его сценарий — ты вдруг понимаешь, что тюрьма была нарисована на стене. Это не была твоя клетка. Это никогда не была твоя битва. Ты просто можешь уйти. И никто, кроме тебя, не мог этого сделать."
Человек не может увидеть ваше принятие, пока его собственный страх отвержения диктует картину мира. Он проецирует на вас образ отвергающего тирана, потому что иначе ему пришлось бы взять ответственность за свой страх и свои чувства.
Иногда нужно разрешить себе сделать то, чего вы так боитесь— сыграть эту роль. И когда вы действительно отвергаете, отвержение… перестает существовать. Потому что оно было не в вас, а в чужом восприятии.
Скажу еще раз, в таких играх вообще не может быть победителя, потому что в их основе не желание быть с вами, а желание доказать что-то через вас. Ваше решение - не становиться инструментом, чужой функцией. Решение - отвергнуть. Сценарий. Выйти.
И скорее всего это будет выход из вашего собственного старого паттерна. Такой финт ушами.
Это может стать важной точкой изменений. Поможет пересмотреть многие другие связи, где вы боролись за принятие, вместо того, чтобы просто быть.
Больше материалов и обсуждений в моем Telegram канале "Психолог в пижаме"
В каких-то отношениях появляется мучительное ощущение, что ты попал в безвыходную петлю. Изнурительный луп, где останавливается время. Что бы ты ни предпринимал, петля всё равно замыкается, и всё начинается сначала. Бес-ко-неч-но.
Сначала ты даже не понимаешь, что это петля. Каждый раз заходишь на очередной старый-новый круг и бежишь от бессилия в спасительное ощущение:
"А вдруг дело во мне? Может, я просто что-то делаю не так? Может, надо ещё немного постараться и объяснить?"
Остановиться невозможно — нужно доказать. Доказать, что ты не такой, каким тебя видят.
И это желание "доказать другому, что ты не верблюд" — и становится топливом для нового круга.
🔄 И чем больше ты вовлекаешься, тем туже затягивается петля.
Чужая игра — не твои правила
Из «кресла психолога» скажу: если ты попал в чужой сценарий отыгрывания травмы, у тебя нет возможности выбрать свою роль. Эта роль была написана задолго до твоего появления.
В такой игре невозможно выиграть. Если ты в нее зашел - всё. Ты проиграл.
Победит только тот, кто НЕ будет в неё играть.
Но, мы просто люди…
Избежать этой ловушки почти невозможно. Тем более наивно обесценивать её изощрённость — психика гениальна - ее сценарии тонки и хитры.
Так что не попадаться в подобные игры — удел просветлённых.
А нам, земным доступно:
Выходить из чужой игры.
Ломать травматичный сценарий, не подчиняясь его логике.
Обретать победу в поражении и выдерживать свой страх.
Стоит одному участнику выйти — игра заканчивается. И начинается жизнь.
Проекция: как пройти кастинг на роль в чужом сценарии.
Осознание, что ты попал в чужой сценарий, часто начинается со смутного чувства: Ты говоришь, объясняешь, стараешься, но всё уходит в пустоту. А ощущение остаётся одно — здесь что-то не так.
Расскажу об этом на примере сценария "отвержение".
Картину мира носителей этого сценария диктует их собственный страх отвержения.
Это очень тяжёлая штука. За этим страхом лежит непрожитая боль космического масштаба — а другой масштаб в раннем детском опыте просто не существует.
Для психики раннего периода проживание чувств, которые приносит эта боль, невозможно без радикального раскола и разрушения. Она от этого раскола защищается - не интегрирует эти чувства в сознательное психическое пространство, а всякими хитрыми способами пытается от них избавиться: вытесняет, переносит, расщепляет.
Например, с помощью мощных проекций.
Их можно раскидывать широким веером - и тогда мир становится несправедлив, люди в общем и целом не заслуживающими доверия, близость однозначно опасной. А можно, прицельно - на того, кто проявит опасные с точки зрения травмированной психики сигналы к сближению.
"Разрушительное отвержение возможно только в близости," — говорит бессознательное.
"Значит, близость — потенциальный источник боли."
И что же делает раненная душа? Она тоскует по исцелению и одновременно боится боли. Поэтому рождается сложная комбинация:
«Я нуждаюсь в близости» - «Я боюсь близости»
И чтобы справиться с этим парадоксом, психика начинает воспроизводить реинсценирование травмы.
Поздравляю! 🎭 Вы прошли кастинг на роль деспотичного отвергающего тирана. Для этого ничего не нужно было делать — вас просто назначили на эту роль. Это функциональное назначение, ваши личные качества значения не имеют.
"Если ты не отвергаешь — спаси меня"
Так начинается одна из самых изощрённых игр — бинарная ловушка. Она строится на жёсткой дихотомии:
"Если ты меня не отвергаешь, значит, ты должен меня спасать."
"Если ты меня не спасаешь, значит, ты меня отвергаешь."
⚡ В такой системе нет места для нюансов. Ты либо "плохой", либо "обязанный". Что бы ты ни делал, чужая психика уже расставила тебя в нужный слот. В бинарных ловушках всегда присутствует проективный механизм. Человек переносит свои внутренние страхи и прошлые травмы на другого — другой становится символом чего-то, что причиняло боль раньше.
Ты — не реальный человек в этом сценарии. Ты — персонаж в чужом внутреннем фильме.
Самое мучительное в этой плохой постановке - что в ней нет открытых, прямых посланий. В этих отношениях не говорят «словами через рот».
Это иммерсивный театр-зазеркалье. Через пассивную агрессию, манипуляции и туманные намеки на «догадайся, что я имею ввиду» - жертва отвержения превращается в своего обидчика и до самых тонких деталей реконструирует тюрьму своего прошлого - только помещает в нее тебя.
«Почувствуй каково мне было».
И ты чувствуешь. Оказываешься внутри чужого мира. Всё, что ты говоришь, как будто не имеет значения. Всё, что ты делаешь, лишь доказывает, что ты именно тот, кем тебя считают.
Появляются «симптомы» попадания в жесткий перенос:
Твои реальные слова и действия вообще не влияют на ситуацию.
Тебе приходится бесконечно доказывать, что ты "не такой".
Появляются мысли: "Что бы я ни сделал, всё равно будет плохо."
Ты начинаешь чувствовать вину за то, что существуешь.
Втягиваешься в бесконечные объяснения и рефлексию, но ничего не меняется.
Чужие проявления и переживания вытесняют твои реальные желания
Прочувствуйте гениальность этого перевертыша - теперь вы на своей шкуре переживаете все страдания отверженного.
Вам хочется вырваться - а значит выйти из этой тюрьмы. Но если вы из нее выйдете - значит отвергнете, того кто ее создал. А если отвергнете - значит вы плохой жестокий человек. Но это ведь не так - тогда докажи! Ловушка захлопывается и волшебная карусель отправляется на новый круг.
Вы ищете выход там, где его нет. В какой то момент вы перестаете быть собой и начинаете бороться с чем-то, что гораздо старше этих отношений. Это старый бой, просто в новых декорациях. По той простой причине, что это не ваша тюрьма, не ваша игра, не ваша вина.
Есть хороший вопрос, чтобы возвращать себя в свою жизнь. Когда появляется порыв снова прокатиться на этой карусели, задайте его себе:
Я сейчас что-то решаю или доказываю?
Если ответ: доказываю. Остановитесь. Это она - ловушка.
Сложить оружие.
"Чтобы понять, что ты меня не отвергал, мне нужно, чтобы ты меня отверг».
Парадоксальная победа в этой игре заключается в проигрыше. Признайте свое поражение. Сделайте то, чего делать нельзя: отвергните. Ведь вы отвергаете не человека, а сценарий.
"И в момент — когда ты отвергаешь не человека, а его сценарий — ты вдруг понимаешь, что тюрьма была нарисована на стене. Это не была твоя клетка. Это никогда не была твоя битва. Ты просто можешь уйти. И никто, кроме тебя, не мог этого сделать."
Человек не может увидеть ваше принятие, пока его собственный страх отвержения диктует картину мира. Он проецирует на вас образ отвергающего тирана, потому что иначе ему пришлось бы взять ответственность за свой страх и свои чувства.
Иногда нужно разрешить себе сделать то, чего вы так боитесь— сыграть эту роль. И когда вы действительно отвергаете, отвержение… перестает существовать. Потому что оно было не в вас, а в чужом восприятии.
Скажу еще раз, в таких играх вообще не может быть победителя, потому что в их основе не желание быть с вами, а желание доказать что-то через вас. Ваше решение - не становиться инструментом, чужой функцией. Решение - отвергнуть. Сценарий. Выйти.
И скорее всего это будет выход из вашего собственного старого паттерна. Такой финт ушами.
Это может стать важной точкой изменений. Поможет пересмотреть многие другие связи, где вы боролись за принятие, вместо того, чтобы просто быть.
Больше материалов и обсуждений в моем Telegram канале "Психолог в пижаме"